официальный сайт МБОУДО ДДТ «Радуга» города Кургана
ДДТ РАДУГА КУРГАН


Меню сайта
 
Полезные ресурсы


 




 

Поиск по сайту
 
 

Яндекс.Метрика

Наш опрос
 
Сколько вам лет?
Всего ответов: 502

 

Как снизить тревогу у детей и подростков в период карантина? На что обратить внимание?

   Давайте сначала посмотрим на свои действия, что делаем мы? Ведь дети смотрят на нас, родителей. Наши действия, реакции, разговоры, страхи - все это стимулирует тревогу. Тревога - это эмоциональное состояние, вызванное ожиданием опасности или угрозы. Обратите внимание на себя, как вы реагируете на происходящее?
   - Не листайте бесконечно ленту с негативной информацией (информационный стресс ослабляет иммунитет).
   - Замечайте хорошее в каждом дне.
   - Правильно планируйте свой день и режим дня ребенка.
   - Введите информационный фильтр (информация для детей по возрасту).
   Дети - как губка. Впитывают тот настрой, который витает в семье. И выдают ответные реакции на разные ситуации и события.
Одним из таких событий является пандемия и самоизоляция. То, что изменило, привычный уклад жизни в каждой семье.
На детей и подростков эта ситуация повлияла и еще будет влиять. К сожалению, это - реальность нашего времени. Реальность, которую мы не можем с вами изменить, но мы можем управлять своими эмоциями, включив критическое мышление защитить наших детей от лишнего стресса. Это не значит, что от ребенка нужно скрывать все. Это значит, что сопоставив возраст ребенка его не нужно перенасыщать тревогой. Если взрослые осознают и справляются с тревогой, разными способами, то у детей это намного сложнее.
   Тревога может проявляться открыто и замаскировано. Открыто – разговоры на пугающие темы, страшные сны, беспокойство. Могут появиться новые страхи: страх выходить на улицу, страх за родителей и близких (если например, родители работают), страх оставаться одному в комнате. Замаскированная тревога появляется в виде таких симптомов, как:
   • Нарушения эмоциональной сферы. Ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным.
   • Нарушения коммуникации. От снижения потребности в общении до обратного эффекта (болтливость).
   • Психосоматические нарушения (головные боли, боли в животе, кожные заболевания, нарушение сна).

Рекомендации, как помочь ребенку справиться с тревогой при пандемии?

   - Обязательно поговорить с ним о короновирусе, он все видит и слышит. Но информация, которую получит ваш ребенок, должна быть с учетом индивидуальных возрастных особенностей и от вас, родителей, а не из интернета.
   - Не нужно шутить на эту тему или говорить в игровой форме, а также запугивать и наводить ужас. Говорите спокойно и конкретно по делу.
   - Выслушайте ребенка, отвечайте на вопросы, возникающие в беседе.
Скажите о новых и нужных правилах, тщательно мыть руки, носить маску и т.д . Но не переусердствуйте.
   - Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним, это снимает тревогу. Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга. Можно вместе сделать спортивные упражнения.
   - Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку. Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»). Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно, после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально кушать и т. д.), то все будут здоровы»!
   - Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.
   - Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины - т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, каждый человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел/а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел/а. Важно соблюдать правила»!!!

Рекомендации родителям, как помочь подростку, испытывающему беспокойство

   Сейчас такая ситуация, что многие школьники и студенты оказались дома. Карантин. Школы и вузы прекратили работу. И выходит так, что, действительно, лучше соблюдать рекомендацию реже выходить из дома, хотя ваши дети-подростки будут рваться на улицу, захотят использовать это время, чтобы встречаться с друзьями. Им кажется, что эти внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать их более приятным и полезным с их точки зрения образом.

   - Поговорите с подростком, объясните, почему возникли эти «каникулы». Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу этого вируса. Если у подростка есть какие-то страхи, обсудите с ним то, чего он боится. Но в этом разговоре важно не напугать подростка, не передать ему свои страхи и тревоги, если они у вас есть, и тем самым увеличить его страхи, а заодно и свои. Страхам подростка можно противопоставить простую понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются классы или школы в каких-то регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство выздоравливают без последствий.
   - Обратите внимание подростка на важность соблюдения правил гигиены (мыть руки, умываться, пользоваться средствами дезинфекции для рук, носить перчатки на улице, протирать телефон и другие гаджеты влажными салфетками).
   - Не давите на своего ребенка, не контролируйте каждый его шаг, не напоминайте по сто раз про то, чтобы помыл руки — это может привести к негативным последствиям:
   1) например, вызовет протестные реакции, приведет к конфликтам, подросток перестанет вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную информацию, если она исходит от вас;
   2) если подросток тревожный, чувствительный, это сильно повысит уровень его стресса.
   - Покажите подростку, что правила гигиены и другие необходимые правила это - то, что делают и соблюдают какие-то значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты.
Их пример может быть более значим для подростка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно, а чего делать не стоит. - Во время карантина важно поддерживать привычный режим дня, иначе подростку будет сложно вернуться к учебному ритму, когда карантин закончится. Важно, чтобы подросток вставал и ложился в привычное время, не оставался в кровати большую часть дня.
   - Обсудите с подростком, какими делами он мог бы заняться во время этих неожиданных каникул. Составьте список того, что нужно и хочется сделать. В качестве необходимых дел в список могут быть включены подготовка к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения (зарядка или какие-то другие спортивные упражнения, которые можно выполнять дома), домашние обязанности. А в качестве желаемых в список могут попасть общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, музыка и др. Может быть ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. Этому можно научиться с помощью уроков, опубликованных в Интернете. Хорошо было бы составлять план на день, чтобы день был структурирован. Структурирование дня делает его проживание осмысленным, вам и вашим детям понятно, на что вы и они потратили время, что сделали за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольным. Если дома оказались несколько человек, то важно, чтобы каждый имел время для автономного существования, когда каждый занимается своими делами.
   - Уметь быть отдельно — не менее важное умение, чем быть вместе.
   Если вы и ваш ребенок оказались дома, то можно использовать это время, чтобы больше общаться друг с другом.
   - Обсудите с подростком, чем он хотел бы заняться с вами, что он может предложить в качестве совместного занятия. Может быть, вы вместе посмотрите какой-то фильм или сериал, прочитаете или послушаете какую-то книгу, а потом обсудите это вместе. А может быть вы вместе приготовите какое-то новое интересное блюдо. Или сыграете в интересную настольную игру. Или просто поговорите по душам, вспомните что-то приятное, какой-то совместный приятный опыт. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена.


Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122


При подготовке использовались материалы МГППУ (Московского государственного психолого-педагогического университета), ряд рекомендаций для предотвращения тревожности.
Материал подготовила педагог-психолог Бауэр В.В.