официальный сайт МБОУДО ДДТ «Радуга» города Кургана
ДДТ РАДУГА КУРГАН


Меню сайта
 
Полезные ресурсы


 




 

Поиск по сайту
 
 

Яндекс.Метрика

Наш опрос
 
Сколько вам лет?
Всего ответов: 500

 

Мещерягина Л.М.–педагог ДО ДДТ «Радуга

 
    Любовь Михайловна работает в Доме детского творчества «Радуга» с 1998 года по интегрированной образовательной программе «Наполним жизнь добром и радостью», составленной с учетом многолетнего личного педагогического опыта, в которую входят  такие направления, как декоративно-прикладное (бисероплетение, кружевоплетение, дизайн), эффективно используя при обучении детей современные образовательные технологии (метод проектов, проблемное обучение, технология деятельностного метода).
 
    В течение нескольких лет педагог работает с детьми по индивидуальным образовательным программам, что приносит хорошие результаты. Дети активно участвуют в городских, региональных и всероссийских  научно-практических конференциях  по исследовательской деятельности школьников, занимая призовые места. Коллектив, возглавляемый Любовь Михайловной, является постоянным участником выставок и конкурсов  муниципального, регионального, федерального и международного уровня.  Работы коллектива и отдельных обучающихся неоднократно отмечались грамотами и дипломами.
 
 
 
Методы определения темы и гипотезы исследовательской работы учащихся
в системе дополнительного образования
 

 

МОДУЛЬНАЯ АНКЕТА ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Блок № 1 «Общие сведения»
 

 1. Адрес передового опыта: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества «Радуга» города Кургана.
 2. Сведения об авторе (авторах) передового опыта
 

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звание, ученые степени

Мещерягина Любовь Михайловна

Педагог дополнительного образования

Курганский машиностроительный институт

Высшее

18 лет

 

Высшая

Почетная грамота министерства образования и науки Российской федерации

 
3. Сведения об эксперте (экспертах).
 
 

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звание, ученые степени

Соколова Наталья Владимировна

Методист

Курганский педагогический колледж

31

Высшая

Почетный работник общего образования РФ

Бакланова Светлана Николаевна

Зам. директора по НМР

Челябинский государственный институт культуры

29

Высшая

 

 
Блок № 2 «Теоретическая интерпретация опыта»
 

 2.1. Наименование темы опыта. «Методы определения темы и гипотезы исследовательской работы учащихся в системе дополнительного образования».
 2.2. Объект передового опыта Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования.
 2.3. Актуальность проблемы опыта.
 С 2011 года образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
В основу стандарта положены новые принципы его построения, которые основываются на важнейших условиях становления современной личности, развитие у нее таких качеств, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых обучающиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности. В системе дополнительного образования учащимся предоставляется возможность попробовать свои способности в различных областях знаний, выполняя проектную или исследовательскую работу. Однако очень часто учащиеся и педагоги сталкиваются с трудностями определения темы и гипотезы исследовательской работы. На примере нескольких работ учащихся студии декоративно-прикладного творчества «Вдохновение» представлен опыт работы по этому вопросу.
 2.4. Условия функционирования опыта:  - индивидуальные образовательные программы,  - технические средства (компьютер, проектор, выход в интернет),  - учебно-методический комплекс.
 
Блок № 3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
   3.1. Описание сущности опыта.
 Любая исследовательская работа начинается с проблемы, которую можно представить как некую ситуацию, требующую своего разрешения. И не всегда на первоначальном этапе можно определить и сформулировать тему и гипотезу исследования. Лишь после изучения литературы по вопросу, тема уточняется, а иногда изменяется и формулируется гипотеза. Например, Марина (3 класс) сплела из бисера веточку ягод малины. При обсуждении проблемы как можно использовать это изделие, Марина вспомнила, что малина – лекарственное растение. Изучая материал по теме, узнала, что согласно приказу Минздрава РФ от 13 ноября 1996 г. № 377: на упаковках обязательно должны быть этикетки, чтобы случайно не перепутать ту или иную траву. Вот и появилась гипотеза: «Если украсить упаковку веточками, выполненными в технике, бисероплетения, то не надо читать надписи на упаковке - траву легко определить по декору, а глядя на красивые ягодки, появится желание заварить ароматный чай». Тема работы сформулировала так: «Волшебная сила лекарственных трав и разноцветных стеклянных бусинок». Следующая проблема: к Всероссийскому конкурсу детского декоративно-прикладного творчества «Данилушка», который проводится один раз в два года в г. Екатеринбурге, в дни весенних каникул, в усадьбе Ошуркова, Тане (7 класс) необходимо было подготовить творческую работу. Что же выполнить для этого конкурса? Поиск решения проблемы начался с анализа ассоциаций, возникающих со словом «Данилушка». Это, конечно: сказы П.П.Бажова, Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Хозяйка медной горы… Решение проблемы для прикладника, кажется, лежит на поверхности. Действительно, что долго думать – можно выполнить из бисера или малахитовую шкатулку, или каменный цветок. Одновременно мы с Таней перечитали сказы П.П. Бажова. И в одном из них, «Железковы покрышки», встречается имя Фаберже. Вспомнили яйца-шкатулки Фаберже. Изучая материал о пасхальных яйцах Фаберже, узнали, что при выполнении царского заказа необходимо было учесть три условия: яйцеобразная форма, «сюрприз», отсутствие повторений. Появилась идея: выполнить яйцо-шкатулку и оформить ее в форме каменного цветка, в яйцо спрятать сюрприз – хозяйку Медной горы в виде ящерицы. Наша гипотеза выстроилась следующим образом: «Если на яйцо-шкатулку выполнить оплет из бисера орнаментом, стилизованным под малахит, то получится малахитовая шкатулка; если украсить ее бисерными лепестками с рисунком под малахит, то получится каменный цветок. Если в шкатулку спрятать сюрприз, то получится изделие, имитирующее яйцо Фаберже». И тема исследовательской работы звучит так: «Сохранение традиций Дома Фаберже в изделии, выполненном в современной технике бисероплетения». В следующем случае проблема для будущей работы появилась во время беседы с ребенком. Маша пришла в студию с первого класса. Маленькая, хрупкая, молчаливая девочка заинтересовала необыкновенной усидчивостью и трудолюбием. Быстро осваивала приемы бисероплетения и опережала группу по выполнению задания, поэтому ей все время приходилось предлагать выполнять дополнительные задания. За два года Маша приняла участие в нескольких конкурсах и показала неплохие результаты. Учитывая Машины достижения, было решено попробовать ее способности в проектно-исследовательской деятельности. Прежде всего, необходимо было найти интересную тему предстоящего исследования. Даже, не рассчитывая получить ответ, я задала Маше (2 класс) прямой и непростой вопрос: «Есть ли в ее жизни проблемы, если есть, то какие?» И вдруг Маша мне отвечает: «Любви мало стало».  Учащаяся затронула очень серьезную проблему. Решая ее, были рассмотрены вопросы – какая бывает любовь, что и кого можно любить. И что сделать, чтобы стало больше любви хотя бы в ее семье? Любовь – это, прежде всего счастье. Что же можно подарить человеку на счастье? Просмотрев множество вариантов, Маша остановилась на деревьях и цветах счастья. Ведь подарить такой сувенир можно если не каждому своему знакомому, то большинству из них, и не важно, сколько ему лет и как давно вы с ним знакомы, потому что сувенирное дерево или цветок счастья просто и красноречиво говорит: «Я желаю, чтобы у тебя (или у Вас) было все хорошо. Желаю благополучия и процветания». А разве найдется человек, которому не будет приятно, что кто-то желает ему счастья, да еще и с помощью такого красивого сувенира? Так у Маши появилась гипотеза: «Чем больше деревьев и цветов счастья я выполню из бисера и бусин, тем больше будет счастья в нашем доме». Тему работы сформулировали так: «Плодовые и цветущие символы счастья в моем доме».  Следующая работа была выполнена для участия в номинации «защита проекта» городского фестиваля детского декоративно-прикладного творчества «Мир детских увлечений». 2012 год в России был объявлен годом экологии. Конечно, важно сохранить нашу планету, все мировые богатства для будущих поколений. Но самое важное богатство на Земле – это человек. Человек должен быть сильным, умным и красивым. Но как часто нам приходится видеть мрачные и хмурые лица! И как красив человек, когда улыбается! Григорий (5 класс) говорит, что часто замечал, как улыбается человек при виде маленького ребенка или маленького животного, например, кошечки или щенка. Занимаясь бисероплетением, он выполнил миниатюрную фигурку кошечки и показал младшей сестре – она улыбалась, рассматривая поделку. Появилась гипотеза: «Не только маленькие дети или животные, но и маленькие изделия-фигурки, выполненные в технике бисероплетения, вызовут у зрителя улыбку, т.е. принесут ему радость». Были выполнены фигурки-малышки. Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, было проведено исследование в форме фотосессии. Фотографии максимально правдиво могут передать чувства человека в определенный момент жизни. Сфотографировано более 20 человек. Многие, глядя на поделки, улыбаются, некоторые с интересом рассматривают фигурки. И не было ни одного человека, который остался бы равнодушным. Выполнив поделки, было решено подсчитать расходы и определить, сколько стоит каждая поделка. Более подробно Григорий остановился на стоимости Щенка. Для его изготовления понадобился материал на сумму 230,30 руб. На изготовление потрачено 4 часа. Если оценить ручной труд 50 руб/час, то получится стоимость пуделя 430,3 рубля. После проведенных подсчетов, Григорию показалось, что эти маленькие поделки стоят достаточно дорого. И, кажется, не до улыбок. Но мама ему сказала, что радость, которую доставляют эти «малышки» стоит гораздо дороже денег. «Вот уж поистине: мал золотник, да дорог!» - говорит Григорий. Так и сформулировали тему исследовательской работы: «Мал золотник, да дорог».
 Еще одна исследовательская работа, гипотеза которой родилась буквально на кухне. Осенью 2011 года мы услышали по радио, что в Государственной Думе был поднят вопрос о возобновлении выращивания конопли в России. В нашей семье этот вопрос очень активно обсуждался. В разговор подключился и внук Федор (7 класс). Тема его очень заинтересовала. Ведь конопля, по его мнению, – это наркотик! И всякий, услышавший это слово, представляет себе некое опьяняющее зелье или подростков, раскуривающих косячок. То есть мы привыкли относиться к этому растению как к наркотическому препарату, за который еще и за решетку можно попасть. Да и в информационной среде слышим негативные отзывы о конопле. Некоторые её называют «травой дьявола», кто-то считает её наркотиком, и приравнивают к героину. Так ли это? Появилась гипотеза: «Если в Госдуме поднялся вопрос о выращивании в России конопли, значит это не только наркосодержащее растение, но и ценнейшее стратегическое сырье». Наверное, не зря один из главных фонтанов бывшего ВДНХ украшен не только колосьями пшеницы, но ветками конопли. Тема работы сформулировали вопросом: «Конопля – наркотик или ценное растение?»

 Результативность:

 1. Волосникова Марина. Тема: «Волшебная сила лекарственных трав и разноцветных стеклянных бусинок», Январь 2009 года Городская научно-практическая конференция школьников «Знание – Поиск – Творчество – Труд» - Дипломант III степени;

 2. Скипина Татьяна. Тема: «Сохранение традиций Дома Фаберже в изделии, выполненном в современной технике бисероплетения»:
 - Март 2010 года Городская научно-практическая конференция школьников «Знание – Поиск – Творчество – Труд» - Дипломант I степени;
 - Март-апрель 2010 года Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке» г. Москва – Лауреат заочного этапа и Дипломант II степени на очном этапе конкурса;

 3. Сергамасова Мария. Тема: «Плодовые и цветущие символы счастья в моем доме»: - Май 2010 года «Умники и умницы» Конференция проектных и исследовательских работ в ДДТ «Радуга»;
 - Октябрь-декабрь 2010 года Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке» г. Москва – Лауреат заочного этапа и Дипломант I степени на очном этапе конкурса, золотой значок «Первые шаги а науке»;
 - Январь 2011 года Городская научно-практическая конференция школьников «Знание – Поиск – Творчество – Труд» - Дипломант III степени;
 - Май 2011 года Городской конкурс-выставка «Мир детских увлечений» Почетная грамота Департамента социальной политики Администрации города Кургана за II место в научно-исследовательской деятельности.

 4. Мещерягин Григорий. Тема: «Мал золотник, да дорог»:
 - Ноябрь-декабрь 2012 года Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке» г. Москва – Лауреат заочного этапа и Дипломант II степени на очном этапе конкурса;
 - 18 мая 2013 года Открытый конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Юный исследователь» (г. Магнитогорск) победитель, Диплом I степени;
 - 25 апреля 2014 года XIV Межрегиональная научно-практическая конференция школьников «Познаем. Исследуем. Проектируем» (г. Тюмень) Грамота за III место;
 - V Всероссийский творческий конкурс для детей и взрослых "Талантоха" – победитель I место;

 5. Татаренков Федор. Тема: «Конопля – наркотик или ценное растение?»:
 - Октябрь-декабрь 2011 года Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке» г. Москва – Лауреат заочного этапа;
 - Май 2012 года «Умники и умницы» Конференция проектных и исследовательских работ в ДДТ «Радуга» - Диплом I степени;
 - Май 2014 года Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века» (ZNV) – Диплом лауреата конкурса

 Опыт предоставлен педагогом:
 - 17 октября 2013 год Авторская школа. Экспериментальная стажеровочная площадка ДДТ «Радуга» г. Кургана (областные курсы ИРОСТ)
 - Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (заочная) (14 ноября 2013 г.)/ под ред. Е.А. Каюмовой, И.В. Рудина. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. – 248 с.
 - февраль 2014 года: Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Вдохновение» (заочный). Победитель (II место) в номинации: «Методические разработки».
 - 14 мая 2014 года предоставление педагогического опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности учащихся. Методы определения темы и гипотезы» в рамках реализации дополнительной профессиональной образовательной программы «Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования». Место проведения: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет».

 
 Дата заполнения анкеты июнь 2014 г.
Подпись автора ___________________