официальный сайт МБОУДО ДДТ «Радуга» города Кургана
ДДТ РАДУГА КУРГАН


Меню сайта
 
Полезные ресурсы


 




 

Поиск по сайту
 
 

Яндекс.Метрика

Наш опрос
 
Сколько вам лет?
Всего ответов: 500

 

Варлаков Валентин Васильевич–педагог ДО ДДТ «Радуга

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

МОДУЛЬНАЯ АНКЕТА ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Блок № 1 «Общие сведения»
 

 1. Адрес передового опыта: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества «Радуга» города Кургана.
 2. Сведения об авторе (авторах) передового опыта
 

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звание, ученые степени

Варлаков Валентин Васильевич

Педагог дополнительного образования

Высшее

 31 год

Высшая

Почетный работник общего образования РФ

 
 
 
3. Сведения об эксперте (экспертах).
 
 

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звание, ученые степени

Соколова Наталья Владимировна

Методист

Курганский педагогический колледж

31

Высшая

Почетный работник общего образования РФ

Бакланова Светлана Николаевна

Зам. директора по НМР

Челябинский государственный институт культуры

29

Высшая

 

 
Блок № 2 «Теоретическая интерпретация опыта»
 

 2.1. Наименование темы опыта. «Краеведение как одно из направлений исследовательской деятельности обучающихся в системе ДО».
 2.2. Объект передового опыта Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования.
 2.3. Актуальность проблемы опыта.
 В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Ядром такого развития является интеллектуальное развитие человека, его способности анализировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать. Развитие умений самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи становиться актуальным направлением современного образования. В связи с этим необходимо привлекать обучающихся к исследовательской деятельности, которая не только развивает способности к продуктивной деятельности, но и формирует такие качества личности, как «…самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность и системность мышления и т.д., что необходимо специалисту в любой деятельности, даже, если он не стал научным работником» (А.М.Новиков).
Исследовательская деятельность на основе индивидуальной образовательной программы позволяет развивать обучающимся познавательные и интеллектуальные способности, формирует общеучебные умения и навыки, расширяет кругозор, помогает ребятам научиться работать самостоятельно, быть уверенными в себе, вести поиск материала, получить опыт публичных выступлений, уметь отстоять свою точку зрения.
 2.4. Условия функционирования опыта:  - индивидуальные образовательные программы,  - технические средства (компьютер, проектор, выход в интернет),  - учебно-методический комплекс.
 
Блок № 3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»
   3.1. Описание сущности опыта.
  В настоящее время краеведение – это и научная, и научно-популяризаторская, и общественная деятельность, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и более широкий круг лиц. Огромный вклад в изучение истории родного края вносят обучающиеся, педагоги, люди, увлеченные изучением различных сторон жизни своего края.
  Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истории родной земли, ее преданиям, природным особенностям. Краеведческие знания объединяют людей разных поколений, разного уровня образования и специальной подготовки.
  Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться при организации исследовательской деятельности с обучающимися - это выявление среди воспитанников тех, кто хотел бы ею заниматься. Применяются разные способы и методы мотивации: рассказ, беседа, тестирование, показ готовых работ, достижения в различных конкурсах, встреча с воспитанниками, которые ранее занимались исследовательской работой, наблюдения.
  Краеведение как одно из направлений исследовательской работы обучающихся организуется в компьютерном центре «Контакт» с 2007 года. За этот период были реализованы индивидуальные образовательные программы и разработаны проектные и исследовательские работы:
1. «Царево городище», об истории города Кургана;
2. «Дом детского творчества. Прошлое, настоящее, будущее»;
3. «Жизнь не ради богатства», о династии Смолиных и их меценатстве;
4. «Путешествие по карте Курганской области», о разработке программы интерактивной игры-путешествия по достопримечательным местам Курганской области;
5. «Легенды Зауралья», о существовании легенд о Зауралье;
6. «Курганская детская железная дорога», о возникновении детской железной дороги в городе Кургане.
  В организации исследовательской деятельности большое значение имеет отбор изучаемого материала для исследований, который должен соответствовать основным принципам дидактики: наглядности, развивающему обучению, связи теории с практикой. В начале краеведческой работы всегда выяснялся вопрос о том, что известно окружающим о данном памятнике истории и что они хотят узнать.
 Одним их главных принципов исследовательской деятельности детей является принцип самостоятельной деятельности. Обучающийся овладевает ходом исследования только в том случае, если сможет это исследование прожить на собственном опыте. Более ценным является материал, полученный самостоятельно, особенно если материала для темы исследования практически нет.
  Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по истории города, работу с документальными материалами архива, описание памятников истории и культуры, встречу с людьми, располагающими исторической информацией.
 Так при выполнении исследовательской работы «Курганская детская железная дорога» Токмакову Виталию пришлось встречаться с участниками строительства этой железной дороги и ее директором, записывать их воспоминания, рассказы, смотреть фотографии и на основании этого материала выполнять исследовательскую работу.
 При выполнении исследовательской работы «Жить не ради богатства» была собрана интересная информация о династии Смолиных и их влиянии на развитие города Кургана. А при изучении истории Дома детского творчества «Радуга» были собраны материалы о том, что в этом здании – памятнике архитектуры находилось с 19 века и до наших дней.
  Исследовательские работы по краеведению помогают сохранить историю родного края, а использование информационных технологий играет большую роль в получении точной и достоверной картографической информации. Так, Ведерников Константин решил написать компьютерную программу «Путешествие по карте Курганской области» в виде интерактивной игры. С помощью этой программы можно побывать в разных интересных памятных местах Курганской области, прочитать о них информацию.
  Таким образом, исследовательская деятельность характеризуется креативным уровнем взаимодействия педагога и обучающегося. Педагог в данном случае выступает как научный руководитель, оказывает помощь в соединении теории и исследовательской практики, в формировании исследовательской культуры.
  Исследовательская деятельность в данном направлении в течение многих лет выстроилась в определенную систему (поиск информации, организация краеведческой экскурсии, обработка информации, составление исследовательской работы, защита ее на конференции проектных и исследовательских работ) и показала, что это направление востребовано и актуально, и дает хорошие результаты.
 В ходе выполнения исследовательских работ по краеведению, обучающиеся приобрели опыт выработки гипотезы, систематизации материалов, проведения исследования, сбора информации, научились делать умозаключения и выводы.

 Результативность:

 1. Воронцов Евгений. Тема: «Легенды Зауралья», конференция проектных и исследовательских работ «Умники и умницы» ДДТ «Радуга», г.Курган, 2007 год.
 2. Денисов Максим. Тема: «Царево городище», конференция проектных и исследовательских работ «Умники и умницы» ДДТ «Радуга», г.Курган, 2007 год.
 3. Ведерников Константин. Тема: «Путешествие по карте Курганской области». Областная краеведческая конференция обучающихся «Отечество», г. Курган, 2007 год, победитель конкурса «Лучший стендовый доклад».
 4. Протопов Алексей. Тема: ««Дом детского творчества. Прошлое, настоящее, будущее», конференция проектных и исследовательских работ «Умники и умницы» ДДТ «Радуга», г. Курган, 2008 год.
 5. Нежданов Дмитрий. Тема: «Жить не ради богатства». Лауреат Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке», г. Москва, 2009 год.
 6. Попов Иван. Тема: «Конный туризм в Зауралье», конференция проектных и исследовательских работ «Умники и умницы» ДДТ «Радуга», г. Курган, 2009 год.
 7. Токмаков Виталий. Тема: «Курганская детская железная дорога». Городская научно-практическая конференция «Знание-поиск-творчество-труд», г.Курган, 2010 год, Диплом Лауреата 3 степени открытого детского конкурса научно-исследовательских работ «Юный исследователь», г. Магнитогорск, 2010 год; Лауреат заочного этапа Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», г. Москва, 2010 год.
  80% обучающихся, занимающихся исследовательской работой, имеют Дипломы Лауреатов научно-практических конференций различного уровня.
 Большинство обучающихся, попробовав себя в исследовательской деятельности и получивших положительные оценки своих результатов, продолжают заниматься этой деятельностью не только в Доме детского творчества, но и в школе и других образовательных учреждениях.
 
 Дата заполнения анкеты декабрь 2011 г.
Подпись автора ___________________