официальный сайт МБОУДО ДДТ «Радуга» города Кургана
ДДТ РАДУГА КУРГАН


Меню сайта
 
Полезные ресурсы


 




 

Поиск по сайту
 
 

Яндекс.Метрика

Наш опрос
 
Сколько вам лет?
Всего ответов: 500

 

Педагогический опыт по теме:

«Проектная деятельность в изостудии «Жар-птица»
Дома детского творчества «Радуга»




Руководитель изостудии -
Дуплякина Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования


«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу


   Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект. Определить ближайшую и дальнюю перспективу, наметить план действий, найти и привлечь необходимые ресурсы и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что большинство современных успешных лидеров в политике, бизнесе, искусстве – это люди, обладающие проектным типом мышления.
   Сегодня у современного образования есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. Разработанная еще в первой половине XX века она вновь становиться актуальной в современном информационном обществе.
   В последнее время большое внимание уделяется проектной деятельности в процессе преподавания различных предметов в школе. Но почему только в учебной деятельности? Существует множество форм дополнительного образования детей – это и кружки, студии, клубы, центры по разным направлениям и видам деятельности при учреждениях дополнительно образования детей, где учащиеся тоже могут осуществлять свои замыслы и идеи в виде проектов без ограничений на любую интересующую их тему.
   Проектная деятельность в творческом объединении в учреждении дополнительного образования дает возможность ребенку активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее творческого и критического осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении проблемы и актуализации полученных знаний.
   Проектная деятельность в изостудии «Жар-птица» используется уже много лет.
   Организуя проектную деятельность надо учитывать при работе ряд особенностей. Учащемуся не может быть предложена тема проекта, для выполнения которой у него нет никаких знаний или умений и их ему негде приобрести. Для работы над проектом автор должен иметь определенный, пусть даже минимальный, уровень подготовленности. И конечно не может быть проектом работа очень знакомая, многократно выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений, исследований и не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
    Поэтому проектной деятельностью в изостудии занимаются дети второго и последующих годов обучения, уже имея начальный уровень подготовки.
    Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься проектной деятельностью. Перед педагогом всегда встает вопрос: как выявить детей желающих заниматься проектной деятельностью?

      1. Выбор ребенка. Когда ребенок сам хочет заниматься проектной деятельностью.
     2. Выбор педагога. Педагог сам выбирает ребенка склонного заниматься проектной деятельностью, путем наблюдения за ним и анализа особых успехов и достижений ребенка.
   3. Выбор родителей. Родители хотят, чтобы ребенок занимался проектно-исследовательской деятельностью.

   Учащиеся изостудии сами захотели заниматься проектной деятельность или были выбраны мной. Например, Вера И. решила заняться проектом после занятия на тему «Украшения из нетрадиционных материалов». Она принесла материалы необходимые для работы, и нами было изготовлено несколько комплектов украшений из различных материалов. Ане Ю. поработать над проектом предложила я сама. Она заканчивала заниматься по основной программе студии и очень интересовалась граттажем. Итогом обучения стала проектно– исследовательская работа «Цап – царапки».
   В работе над проектом есть одна особенность – это предварительное планирование работы. Весь путь необходимо разбить на отдельные этапы, со своими промежуточными задачами, способами их решения, исследованиями и поиском ресурсов.
    Начальный и серьезный этап – выбор темы. Тема должна быть практически полезной, актуальной и главное интересной как для ребенка, так и для окружающих. Тематика проекта должна исходить из интересов каждого учащегося, тем самым приобретая индивидуальный характер.
    Для учащихся изостудии это может быть более углубленное изучение какой-то техники изготовления изделия, истории промысла или творчество какого-то художника, дизайн, новые направления в искусстве. В нашей изостудии были выполнены проекты на следующее темы: «Аниме», «Мифология», «Мозаика», «Граттаж», «Сказка», «Натюрморт», «Макияж», «Папье-маше».
    Это далеко не полный перечень, его можно продолжать бесконечно. Педагог же должен объяснить учащемуся, что тема должна быть востребована в обществе. Но в тоже время не ограничивать учащихся.
    Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
    Залогом успеха проектной деятельности является не только правильно выбранная тема проекта, но и правильная формулировка цели и задач.
    Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Цель проекта – это результат, для достижения которого проводится проект. Определить цель проекта – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его выполняешь. Выдвигаемая цель должна быть конкретной и доступной. Например, с Аней А. была поставлена цель: выполнение объемной творческой работы в технике «мозаика».
   После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать.
   Задача отвечает на вопрос «как сделать?», возникает в силу понимания проблемы, возникшей на пути к цели. Задача – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели, планирование поэтапного достижения цели.
   Осуществление плана работы над проектом начинается с изучения литературы и других источников информации. Это могут литературные источники. Если то, что исследуете, подробно описано в книгах, их надо обязательно прочитать. Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием. Сейчас практически все дети владеют компьютером. Необходимую информацию можно поискать в сети Интернет. Научные, научно-популярные и художественные фильмы могут дать много интересной информации по исследованию.
   Необходимую информацию можно спросить у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы; специалисты и неспециалисты.
   К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что мы исследуем.
    Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что изучаешь. Необходимо записать полученную у них информацию.
   Источниками информации для наших проектов обычно служит сеть интернет, так же расспрашиваемые люди.
   Дальнейшая работа над проектом связана с проведением исследования, опросов, проведением опытов, наблюдений и дальнейшим анализом и обобщение полученных данных, формулированием выводов и формирования своего мнения.
   Наши проекты, как правило, основаны на исследовании, и поэтому они становятся уже проектно-исследовательскими. Исследовательская деятельность здесь рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности.
    Начиная исследование, учащийся должен видеть свои действия в перспективе, мысленно представлять всю работу. Для этого необходимо составить план работы над исследованием.
   Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени уйдет.
   План обычно состоит из следующих пунктов: фиксация начальных, промежуточных, конечных результатов исследования; сравнение полученных результатов; формулирование выводов; выработка умения формулировать выводы; систематизация и обобщение результатов работы.
   С Настей С. мы исследовали японскую и славянскую мифологию, сравнивали различные божества. Нами была составлена таблица, выбраны признаки для сравнения. И в ходе исследования и анализа выяснили, что есть похожие японские и славянские боги.
   Проект обязательно должен иметь текстовую часть, в которой изложен фактический материал, результаты самостоятельной исследовательской работы, описываются все этапы работы, проведенные исследования, результаты опросов, анализируется собранная информация, делаются выводы, прогнозируются перспективы проекта.

   Письменная часть проектно-исследовательской работы включает в себя:
   - Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы, исследования).
   - Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).
   - Практическая работа.
   - Заключение (выводы и результаты).
   - Список литературы.
    И наконец, защита проекта. На защите учащийся в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести дискуссию, рассказать о теме проекта, какие были поставлены цель и задачи, выбраны методы и средства исследования, какие результаты получены и сделаны выводы по итогам исследования.
   К работе должны быть приложены: отчёт - письменный и электронный варианты, разработанная слайд-презентация. Так же нужно подготовить текст устной защиты проекта.
    Каждая работа – это огромный труд. Свои проектно-исследовательские работы учащиеся представляют на конференции проектных и исследовательских работ учащихся. И если учащийся одаренный, то завершение проектной работы становится началом следующей работы. Ребенок втягивается в такой процесс и на следующий учебный год выбирает уже следующую тему, как это было с Аней А. Выполнив одну работу, она захотела продолжить проектно-исследовательскую деятельность дальше.
    Аня А. дважды становилась призером конференции со своими работами по темам «Сложенная из кусочков» и «Мозаика» (приложение 1).
   Опыт использования проектно-исследовательской деятельности показал, что для учащегося проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Возможность попробовать свои силы, применить свои знания, принести пользу.
   Для педагога проект – это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать умения и навыки проектирования: целеполагание, планирование, самоанализ, поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
   Работа по проектно-исследовательской деятельности дает хорошие результаты: повышается процент качества обучения детей; формируется методическая копилка творческих проектов по разным направлениям.
   Итогами проектной и исследовательской деятельности являются интеллектуальное, личностное развитие учащихся, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений и способностей самостоятельной работы.

   При проектно-исследовательской деятельности с детьми нужно учитывать что:
    - педагог выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности, в роли консультанта и помощника;
    - в работу над проектом берутся учащиеся, имеющие навыки самостоятельной работы.
   Многолетний опыт работы с детьми показал, что методика проектно-исследовательской деятельности является эффективной инновационной технологией, которая повышает уровень мотивации, самостоятельности, познавательной активности учащихся.