официальный сайт МБОУДО ДДТ «Радуга» города Кургана
ДДТ РАДУГА КУРГАН


Меню сайта
 
Полезные ресурсы


 




 

Поиск по сайту
 
 

Яндекс.Метрика

Наш опрос
 
Сколько вам лет?
Всего ответов: 500

 

Возможности дополнительного образования в успешной социализации детей


Федорова Н.Л., педагог-психолог МБОУДО ДДТ «Радуга»


«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/


   В современном мире, в условиях постоянного информационного прогресса, детям все сложнее получить навыки, необходимые для жизни. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, которые облегчают и упрощают повседневное общение. Все больше детей и молодежи заменяют реальные диалоги, игры и занятия и даже друзей на виртуальные, проводя все свободное время в интернете. Процесс социализации в таких условиях становится все труднее. Согласно мнению современных российских ученых, «социализация» предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». Первоначально социализация человека происходит в семье, а уже потом в обществе.
   Вопросы социализации и социальной адаптации детей сегодня, возможно, успешно решать только в содружестве коллективов образовательных учреждений, семьи, социума. Дополнительное образование является тем институтом общества, который в состоянии интегрировать воспитательные усилия социума для эффективного решения задач социализации детей. Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания, социализации и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство. В учреждение дополнительного образования ребенок приходит из семьи, поэтому именно семья становится объектом внимания, изучения и определения путей совместной взаимодополняющей, воспитывающей деятельности. Именно общение является источником социального развития ребенка, а семья первым и основным «институтом социализации». Общение в семье, как и в обществе очень важно для детей. Ведь в процессе взаимодействия с другими людьми дети учатся жить по установленным правилам, принимать во внимание не только свои увлечения, но и интересы других людей. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию дошкольника положительно отражается потом и на учебной, и трудовой, и общественной активности взрослого человека.
   ДДТ «Радуга» способен удовлетворить социальный запрос населения и оказать практическую помощь родителям в решении проблем детско-родительских отношении, через создание единого образовательного и воспитательного пространства, через систему психолого-педагогических и досуговых мероприятий. Позитивный опыт работы с родителями мы получаем в Школе раннего развития «Филиппок».

   Цель работы с родителями : Создание условий для получения родителями лично–значимых знаний по обучению, воспитанию и развитию ребенка, через специально организованную деятельность.

   Работа, направленная на развитие личности ребенка, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители и дети. Работу с родителями в ШРР «Филиппок» условно можно разделить на две части:
   - со всеми родителями в рамках родительских собраний, бесед, консультации, круглых столов, деловых игр, вечеров вопросов и ответов по повышению педагогической и психологической культуры;
   - совместные мероприятия родителей и детей для гармонизации детско – родительских взаимоотношений.
Дом детского творчества «Радуга» и семья два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка, развитие его творческих способностей. Только в этом случае деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Там закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
   Родителям всегда напоминаем, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки.
   Сегодня недостаточно просвещать и обучать современных родителей, необходимо создавать пространство для их общения и обмена опытом. В родительском сообществе необходимо создавать моду на правильное воспитание, показывать и поощрять его позитивные образцы, грамотное родительство. Вся окружающая среда должна убеждать родителей: быть компетентным родителем – это престижно.
   Для психического развития ребенка, а особенно для дошкольника наиболее важна его совместная деятельность с взрослым. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, именно в совместной деятельности формируются все психические процессы. В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе взросления. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Групповые формы работы, позволяют получить обратную связь (и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
   В Школе раннего развития «Филиппок» этому способствуют совместные детско–родительские познавательные программы, спортивные праздники, конкурсно–игровые программы, семейные гостиные, творческие мастерские, мастер – классы, совместные занятия для детей и родителей.
   В практике работы с родителями ШРР «Филиппок» определились следующие формы сотрудничества с родителями и детьми: Праздники с участием родителей.
   Праздник – яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными радостными и глубокими впечатлениями. К.Д.Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого». Мы согласны с ним. Но праздник вдвойне интересней для детей, если в нем принимают участие и родители. В наших праздниках принимают участие мамы, бабушки, папы, дедушки, старшие и младшие братья и сестры. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях с педагогами. Много интересного узнаешь о семьях своих обучающихся, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, педагогов. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Они учат ребёнка любить и беречь семью, своего отца и мать, дух своего дома. Родители хорошо узнают друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребёнка с другими. Дети видят положительный пример общения и отдыха. Самые популярные праздники у наших детей это «Мама милая моя», «День Военно-воздушных шариков», «А ну, красавицы», «Шпаги и розы».

Семейные гостиные
   Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. По характеру досуга человека можно многое сказать о самом человеке. В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе. Родители недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. На семейных гостиных родители рассказывают о своем опыте семейного воспитания, о семейных традициях. Все вместе разучиваем современные игры, вспоминаем игры своего детства, народные подвижные игры. После каждой встречи обязательно делаем поделки своими руками на память и фотосессию в семейный альбом. Традиционными стали темы семейных гостиных «Давайте жить дружно», «Семейные традиции», «По дороге в первый класс».

Творческие мастерские.
   Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ дома). Традиционными творческими мастерскими стали: « Волшебный букет» ко дню матери, «Мастерская Деда мороза» по изготовлению новогодних игрушек всей семьей. Многие родители, только на наших мастерских, раскрывают впервые свои таланты и творческие способности, о которых они даже не догадывались.

Совместное занятие детей и их родителей.
   Общаясь непосредственно с ребенком на занятии, выполняя задания психолога, играя в игры с детьми, родители имеют возможность увидеть свои собственные возможности и возможности своего ребенка, стать активным участником занятия и научиться навыкам взаимодействия и понимания своего ребенка. Такие занятия развивают интерес к совместному общению, обогащают эмоциональный совместный опыт членов семьи, помогают родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка. Особенно полезны такие занятия для родителей, чьи дети не посещают детский сад. Родители имеют возможность понаблюдать поведение ребенка в процессе побуждения к выполнению определенного действия, эмоциональность общения, пути разрешения трудных ситуации, мотивацию к взаимодействию с детьми и взрослым. Являясь членами дружного коллектива, дети чувствуют себя более уверенными и защищенными. Приобретают навыки полезные для будущего обучения в школе.

Конкурс на самую активную семью
   Каждый год мы выбираем самую активную семью по итогам года. Та семья, которая участвовала во всех наших мероприятиях, была активной и инициативной получает благодарственное письмо и памятный подарок. Родители активно борются за право «Самая активная семья». Им необходимо не пропустить не одно родительское собрание, круглый стол, беседу с психологом и все праздники, творческие мастерские и совместные занятия для родителей и детей.
   В конце учебного года с родителями проводится анкетирование по удовлетворенности результатами деятельности, по взаимодействию с семьей. Анализ анкет показывает эффективность форм и методов сотрудничества, повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей, активности участия в совместных мероприятиях, укрепление связей между детьми и родителями. В 2015- 2016 году удовлетворенность родителей результатами образовательно-воспитательной деятельности составила 97%. Это хороший стабильный результат оценки нашей деятельности. Использование принципов взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу в ШРР «Филиппок» позволяет создать оптимальные психолого-педагогические условия сотрудничества с родителями в ДДТ, что способствует воспитанию и развитию культурной, творческой и социально адаптированной личности ребенка.