официальный сайт МБОУДО ДДТ «Радуга» города Кургана
ДДТ РАДУГА КУРГАН


Меню сайта
 
Полезные ресурсы


 




 

Поиск по сайту
 
 

Яндекс.Метрика

Наш опрос
 
Сколько вам лет?
Всего ответов: 500

 

Реализация индивидуализации как педагогическая технология в практике педагога дополнительного образования 
КОРЕПИНА Е.А. 
Педагог ДО МБОУДОД ДДТ «Радуга» г. Курган 

   Важно различать по содержанию широко известный и принятый всеми в педагогике так называемый "индивидуальный подход" и "процесс индивидуализации". 

   Признание идеи неповторимости и индивидуальности каждого ребенка, как личности, побуждает педагога к поиску таких методов и приемов обучения и воспитания, которые бы помогали развитию ребенка, сохраняя при этом уникальность его образа, а не подведение его к показателям среднестатистического ученика. 

Индивидуализация – это «педагогическая технология», создающая образовательное пространство, помогающее личностному росту ребенка. 

   «Технологическая цепочка» здесь выглядит следующим образом: 

1. «Выявление субъектного опыта» ребенка 

Если главная ценность для педагога сам ребенок, то необходимо признать, что он, этот ребенок, является носителем уникального, неповторимого «субъектного опыта» и поэтому первый «шаг», который необходимо сделать педагогу, - это выявить содержание этого опыта.
   
   «Выявление субъектного опыта» требует наличия такого метода, как учебный диалог, в основе которого лежит согласие, взаимопонимание, сотрудничество. 
   
   Для этого в начале года планируются задания-тесты (контрольные). 

   Первое задание имеет диагностическую направленность – оно помогает выявить уровень и характер дошкольной подготовки обучающихся: нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать. На втором году обучения ограничиваю тему летними впечатлениями. На третий год обучения задание тоже, но учитываю такой факт, как самостоятельный выбор техники. На четвертом году обучения выбор жанра и техники. На пятом году обучения предлагаю отразить свои летние впечатления, но в форме декоративной композиции. 

Продолжение «ДИАЛОГА» включает в себя комбинацию заданий по знакомству с новыми техниками изображения и дорисовки темы с самостоятельным выбором объектов. Давайте рассмотрим это на примерах работ по темам «Закат», «В синем море». Уточнение объектов происходит в форме общего обсуждения (Что можно увидеть на фоне заката? Кого еще мы можем увидеть в глубинах моря?) 

  
 

   На первом этапе уже можно определить «список» детей, которые нуждаются в индивидуальной образовательной программе. Остальных воспитанников студии я отношу к «находящимся в поиске самого себя». Для них продолжается этап «Выявления субъектного опыта» ребенка. 

2. Программа «Развитие»

   В основе программы - идея педагогической поддержки ребенка. Она (поддержка) помогает ребенку увидеть личностный смысл в образовании и выстроить вместе с наставником индивидуальную программу личностного развития.

   Одним из ведущих приемов педагогической поддержки в представляемой системе является индивидуальное собеседование. «Индивидуальное собеседование» — это «пролог» к совместному труду, движению вперед. 

 
 

   На этом этапе большая роль отводится индивидуальным беседам, обсуждению выбора содержания работы по заданной теме. Когда определяемся в выборе индивидуального направления для таких детей, начинаем подбирать пособия. Большая часть работы, конечно, ложится на мои плечи, но и самих детей, тоже привлекаю к подбору картинок, книг и т.д. Например: Никита любит рисовать животных, а Ира – только лошадей, еще одна Ира, наоборот очень любила рисовать людей, причем ей удавалось передать взаимоотношения между ними. А Максим решил посвятить себя строительству домов. Сейчас мы выясняем с ним, что же его интересует: строительство или архитектура? 


(Тема «Мой друг».Ира К., Никита Б.) 

   Второй задачей на этом этапе я ставлю для себя определение: способен ли ребенок достичь поставленной перед собой цели на данном этапе. Родители Максима поддерживали его желание серьезно заниматься рисованием. Но я видела, что мальчик еще не готов к серьезному обучению в школе искусств. Мои советы остались не услышанными. Каков результат? Повезло. У Максима не пропал интерес к рисованию, через год он вернулся в студию. В восьмом классе - будет поступать в художественную школу. Но бывает и печальный результат. Не стоит недооценивать общение с родителями на этом этапе. Ведь наша цель с ними должна быть единой. 

   С Ксюшей у нас было еще интереснее. Отсутствие технических навыков и нежелание их приобретать – поражало всех. А из-за вспыльчивого характера она не редко убегала разъяренная посредине занятия. Но через несколько дней приходила с извинениями, я очень была рада этому в глубине души. Чем объяснить? С первых рисунков я чувствовала огромную эмоциональную наполненность ее «мазни». Сейчас она оканчивает художественную школу с неплохими результатами. Для художника главное – передать свое отношение к изображаемому объекту.

   Существует еще одна сложность. Настя (5 класс) поделилась своими планами на будущее: «Я буду работать хирургом, или стоматологом, или дизайнером»… Мы не имеем право влиять на профессиональный выбор своих воспитанников. Всем известно имена знаменитых людей, у которых на всю жизнь осталась тяга к искусству. Наша задача – помочь ребенку не потерять способность к восприятию удивительного мира изобразительных искусств. Поэтому моя образовательная программа имеет название «МИР ЧУДЕС». 

   Вот мы и дошли до третьего этапа. 

3. «Самостоятельность» 

   Под термином «самостоятельность» здесь подразумевается создание таких условий, такой «развивающей среды», которые бы способствовали появлению личностных функций, стимулировали выстраивание индивидуальной системы ценностей.

   Этот основной этап сотрудничества и сотворчества, только тогда будет эффективен, когда процессу «обучения» на смену придет процесс «научения», где предусматривается программа овладения способами деятельности. Один из главных аспектов научения - это развитие способностей. «Поэтапное научение» есть один из элементов «развивающей среды», способствующей поиску ребенком «самого себя». И здесь важно, чтобы воспитанник почувствовал, что педагог заинтересован в этом «поиске», он - «помощник», побуждающий к проявлению индивидуальности, он - наставник, оказывающий педагогическую поддержку, он - тот человек, который проявит необычайную радость, когда успех будет достигнут. 

Как это может выглядеть на практике?

Начиная с третьего года обучения увеличивается количество часов на тематическое рисование (30ч-54ч), изменяется формулировка темы в начале – «ПАУТИНКА»; в конце обучения - по мотивам работ художников средневековья (натюрморт, пейзаж). Творческие проекты по мотивам народных росписей, как закрепление новой техники (батик, витраж), изготовление подарочных сувениров к праздникам. Это позволяет ребенку самостоятельно выбрать содержание своей работы. 




 
Закладки для книг «2006 год - год чтения» (проект для библиотеки) Открытки «Валентинка»(рисунок, комп.графика) 

   Начинаю предлагать детям исследовательскую работу по интересующей их теме. Например: что такое анималистический жанр, изучить историю развития костюма по шедеврам изобразительного искусства, в период от Древнего Египта до XX века в Европе. 


Проект «Воспоминания о прошлом» вошел в исследовательскую работу Сони В. посвященной тематике городецкой росписи. 

Для одаренных детей задания могут быть более сложными (цель исследования: изучить использование приема стилизация при изображении животных). 



   Для детей с хорошими изобразительными способностями, можно предложить творческую работу к выставке (Аня М. готовилась участвовать в городском конкурсе «Мисс-золотые руки 2009» и российском фестивале ДПТ «Данилушка - 2009»). 

Может возникнуть вопрос: чем в это время заняты остальные дети? Они продолжают усвоение программного материала, осваивают новые технические приемы, учатся строить композицию, работать с цветом, придумывать содержание работы по заданной теме. Отличительной особенность программы является подбор тематики занятий, отвечающий интересам детей, и возможность раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка в условиях разновозрастной группы. Программа позволяет сохранять детям индивидуальный ритм работы, дает возможность углубленно проработать тему, реализовать собственные замыслы. 

   Постепенно часть из них проявляет интерес, к каким-либо индивидуальным заданиям. Для достижения определенных результатов в обучении решающим являются не способности, а 
склонности к рисованию. Если нет склонности к изобразительной деятельности, то ребенок в творческой деятельности больших успехов не достигает, хотя теоретические знания будет иметь хорошие, и овладеет техническими навыками изобразительной деятельности. 

   Но даже эти дети ждут - когда, же их заметят, похвалят? Все хотят успеха. 

4. «Создание ситуации успеха». 

   Создание ситуации успеха - это итог определенного пути, когда приложено немало усилий педагога и ребенка, и наступил тот момент, когда в полной мере проявилось «желаемое», то особенное, неповторимое, индивидуальное, которое было незнакомо ему (ребенку). 

   Задача педагога: 
   - создать максимально широкий диапазон «встреч», разнообразное окружение, как в шкале видов деятельности, так и в плане возможного общения с интересными, яркими, творческими людьми.

   Регулярная организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. По завершению каждой темы в изостудии устраиваем мини выставку. Анализ работ помогает обучающимся проверить и закрепить свои знания, учесть возможные ошибки. Важно, чтобы все высказывания были только в доброжелательной форме. Стараюсь сохранять самые первые рисунки детей в течение нескольких лет. Иногда мы «нечаянно» находим их в шкафу. 

   В течение года проводятся выставки работ на базе Дома детского творчества, в библиотеках города, рисунки воспитанников студии принимают участие в городских и российских выставках. Лучшие работы предоставляются на городской конкурс декоративно-прикладного творчества «Мир твоих увлечений», фестиваль «Чудесные мгновения», российский конкурс «Данилушка». Выполненные на занятиях художественные работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей. Мы сами с библиотекой им.Куликова, краеведческим музеем декабристов разрабатывали грамоты, благодарности детям за хорошие работы и за активное сотрудничество. 

   
 

   «Ситуация успеха» — это не просто похвала педагога, это момент «встречи» «себя самого сегодняшнего» с собой «возможным завтрашним» благодаря созданной педагогом «развивающей среде». 

   Итог данного этапа - самоопределение и самореализация воспитанника, когда ребенок выстраивает уже сам определенную стратегию своего поведения, жизнедеятельности, творчества сообразно своим ценностям. А это уже следующая ступенька, следующий этап. 

5.«Рефлексивный анализ — самоанализ».

   Педагог должен ориентироваться на «воспитание человека культуры». Самоопределение личности происходит в культуре. Педагог предполагает помощь в выборе и выстраивании системы ценностей. Ребенок должен находиться в состоянии осмысления своего опыта, самоанализа этапов своего развития. 

   С появлением компьютера я первоначально начала сохранять работы в цифровом формате по темам. Затем поняла, что есть необходимость составлять портфолио на детей с фотографиями работ, наград, кадров из жизни студии. Это удобно для анализа развития ребенка, работы над ошибками ребенка, персональными выставками. Дети стали интересоваться, много ли работ у них выполнено. Некоторые приносят домашние работы. 

   Прошло года три работы с Ксюшей Д, пока мы пришли с ней к выводу, что отсутствие людей в ее работах связано даже не с тем, что она не может научиться их рисовать, а наоборот, проблемы общения со сверстниками, да и со многими взрослыми, «блокируют» желание изображать человека. Хотя пейзажи у нее были просто изумительными. Пятиклассница была поражена такому выводу. Ксения стала стараться по-другому строить отношения с окружающими. В ее работах стали появляться изображения людей. 

   Сложно разделить нашу работу, проживаемую с детьми, на какие-то отдельные этапы. Но мы уже начали говорить о следующем… 

   6. «Самообразование». 

   Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что под самообразованием здесь понимается не столько способность самостоятельно обучаться вне контроля педагога, сколько способность быть «творцом своей жизни», здесь самообразование рядом с таким понятием, как «самостроительство», бесконечное выстраивание и совершенствование своего «образа». 

   Успехом в своей работе считаю не только большое количество лет, проведенное в студии, а то, что ребенок «вовремя» перешел в художественную школу. Были девочки, которые параллельно приходили в студию, чтобы выполнять работы «для души», выходящие за рамки программы ДХШ. 

   В итоге «Технологическая цепочка» выглядит следующим образом: 

1. «Выявление субъектного опыта» ребенка. 

2. Программа «Развитие». 

3. «Самостоятельность». 

4 «Создание ситуации успеха». 

5 «Рефлексивный анализ — самоанализ». 

6. «Самообразование». 

   ВЫВОД. Как видите, совсем другая ситуация складывается, когда образование понимается как осмысление жизненной траектории и построение собственного образа через управление своей жизнью. 

   В этом случае ставится более широкая задача – "вывести" обучающегося в процесс образования как управления своей собственной образовательной траекторией, помочь ребенку нарабатывать собственные техники, приемы работы, необходимые в построении им своей личной индивидуальной образовательной программы. 

   Именно такое понимание образования задает и поддерживает ориентацию в педагогике на процесс индивидуализации. 

   К сожалению, не каждого воспитанника студии, получается, провести по всей цепочке. Как видим, на практике выбор родителей, их взгляд на будущее ребенка, не всегда совпадает с его желанием, а иногда и с его «талантом». Их тоже можно понять… Бывает досаднее, когда ребенок пропускает, а потом совсем уходит из студии из-за того, что окружающие его приятели имеют совсем другие интересы. Несколько человек ушли за подругами в танцевальные кружки, музыкальные, спортивные. Хуже, когда уходят «просто», чтобы больше времени проводить с «друзьями». Так бывает с детьми из не очень благополучных семей или районов. Возрастные особенности ставят такое общение во главу всего. 

   Еще одна немаловажная причина – перегрузка в школе. Дети вынуждены посещать дополнительные занятия, факультативы. На личные интересы время не остается. У других не хватает здоровья. Если ребенок учится во вторую смену, то родители дают возможность поспать утром подольше, чтобы избежать головных болей и прочих неприятностей. 
В выше изложенном материале мы ещё раз осмыслили термин ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. Проследили этапы работы в этом направлении, о сложностях, о том, на что стоит обращать особое внимание. В результате наши дети будут «людьми культуры», «творцами своей жизни», самообразование поможет им бесконечно выстраивать и совершенствовать свой «образ».