Стажерская площадка как механизм реализации инновационной деятельности Дома детского творчества
Инновационная деятельность в
учреждениях дополнительного образования детей сложна
и ответственна тем, что связана с
высокой значимостью человеческого фактора и, в первую очередь, направлена на создание личности, настроенной
на успех в любой области приложения своих возможностей. Это реально
тогда,
когда педагог дает ребенку возможность управлять самим собой и
окружающим его
миром.
Именно решением этой проблемы наш
педагогический коллектив занимается с
2004 года, работая в инновационном
режиме над реализацией идеи личностно-ориентированного
обучения. В
данный момент мы являемся «стажерской
площадкой Института
развития образования и социальных технологий»
по теме: «Индивидуальная образовательная программа как
условие
организации исследовательской
деятельности обучающихся в УДОД».
Почему же мы остановили свой выбор на
индивидуализации обучения как одной из инновационных идей?
Признание
идеи неповторимости и
индивидуальности каждой личности побуждает педагога к поиску таких
технологий,
методов и приемов обучения и воспитания, которые бы способствовали
развитию
ребенка, сохраняя при этом уникальность его образа. Поэтому решение
напрашивалось само собой: внедрять в практику инновационные технологии,
такие как личностно-ориентированные:
технологии индивидуализации, проектные
технологии, а
также создание индивидуальных образовательных программ по
направлениям.
Наши первые шаги в направлении индивидуализации были сделаны, когда мы обратили внимание на большой интерес воспитанников Дома творчества к исследовательской деятельности. Изучение образовательных запросов и ожиданий воспитанников Дома творчества привело нас к необходимости обратить особое внимание на индивидуализацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся, что оказалось возможным с использованием индивидуальных образовательных программ.
Для решения данной задачи с педагогическим коллективом были проведены обучающие семинары по индивидуализации обучения в системе дополнительного образования, консультации по разработке индивидуальных образовательных программ.
Любая деятельность должна регламентироваться нормативно-правовой базой. В связи с этим было разработано Положение об Индивидуальной образовательной программе, где уточнялись основные определения и были указаны структурные компоненты программы. В учебном плане прописано количество часов, которое выделяется педагогу на данную программу.
На основании положения об индивидуальной образовательной программе педагоги Дома творчества начали разрабатывать индивидуальные программы, проектируя траекторию обучения, с учетом интересов воспитанника и его образовательного запроса, используя технологию деятельностного подхода в обучении, который позволяет научить ребенка учиться, вовлекая его в самостоятельную творческую деятельность. Жизнь требует от современного педагога инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Именно поэтому инновационной деятельностью в нашем учреждении занимаются наиболее «продвинутые», заинтересованные педагоги, которые овладели основами исследовательской деятельности.
Для них индивидуализация - это прежде всего совместная деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Наши педагоги в течение последних лет регулярно участвуют в обучающих семинарах, представляя свой опыт работы по данному направлению педагогам города и области. Тематика данных мероприятий отражает результаты инновационной деятельности Дома детского творчества по индивидуализации дополнительного образования. Материалы, подготовленные педагогами ДДТ «Радуга» неоднократно публиковались в различных педагогических изданиях города, области и на федеральном уровне.
Сегодня, на основе индивидуализации образовательного процесса в Доме творчества действует система подготовки обучающихся к исследовательской деятельности. Надо особо отметить, что в данном направлении деятельности за последние годы воспитанники Дома творчества «Радуга» достигли высоких результатов не только на муниципальном, региональном и межрегиональном, но федеральном уровнях.
С учетом новых тенденций в современной педагогике, где индивидуализация названа одной из ведущих стратегий обучения одаренных детей, на базе Дома творчества в 2010 году был разработан инновационный проект «Развитие детской одаренности в УДОД», который сегодня успешно реализуется.
Также одним из результатов кропотливой многолетней деятельности в статусе «Стажерской площадки ИРОСТа» стало создание для курсов повышения квалификации работников образования в 2012 году программы авторской школы педагогического коллектива ДДТ «Радуга» г.Кургана, отражающую проблематику стажерской площадки. Это в своем роде является уникальным для системы дополнительного образования, так как не имеет аналогов в нашем регионе.
В целом программа рассчитана на 18 часов, является практико-ориентированной, так как большая часть учебного времени (61%) отводится на реализацию ее практической части. Программа предполагает различные организационные формы работы с педагогами: лекции, семинары, открытые занятия, консультации, мастер-классы. В ноябре 2012 года состоялись занятия по данной программе.
Деятельность нашего учреждения как «стажерской площадки» дала нам возможность намного расширить спектр образовательных программ, а обучающимся иметь выбор индивидуальной образовательной траектории. На сегодняшний день индивидуальные программы используются нами не только при организации исследовательской деятельности, но и при подготовке обучающихся к различным конкурсам, фестивалям, при работе с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями. Поэтому можно с уверенностью заявить, что стажерская площадка – это тот механизм, который способен запустить в движение такой сложный процесс, как инновационная деятельность.
|