официальный сайт МБОУДО ДДТ «Радуга» города Кургана
ДДТ РАДУГА КУРГАН


Меню сайта
 
Полезные ресурсы


 




 

Поиск по сайту
 
 

Яндекс.Метрика

Наш опрос
 
Сколько вам лет?
Всего ответов: 500

 

Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей в системе дополнительного образования 

 Мещерягина Л.М. 
Педагог ДО МБОУДОД ДДТ «Радуга» г. Курган 

   Только в системе дополнительного образования для ребенка созданы самые комфортные условия для творческого развития и реализации, т.к. ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное от основных занятий в школе время, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. В системе ДО ребенка не заставляют учиться, а создают условия для выбора содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. 

   На примере одного ребенка хочу показать процесс привлечения обучающегося в исследовательскую деятельность. 

   Маша С. занимается рукоделием уже 6-ой год. Маленькая, хрупкая, молчаливая девочка заинтересовала необыкновенной усидчивостью и трудолюбием. Ей все интересно: и бисероплетение на проволоке, и вышивка бисером, и плетение кружева на коклюшках. Быстро осваивала приемы бисероплетения и опережала группу по выполнению задания, поэтому ей все время приходилось предлагать выполнять дополнительные задания. За два года Маша приняла участие в выставке-конкурсе «Я и моя семья», в библиотеке им. Островского; дважды в городских фестивалях «Чудесные мгновения», городском конкурсе «Мир детских увлечений», где ее работа, выполненная в технике кружевоплетения на коклюшках, отмечена Грамотой Департамента социальной политики. 

   Учитывая Машины результаты, было решено попробовать ее способности в проектно-исследовательской деятельности. Прежде всего, необходимо было предложить ребенку тему предстоящего исследования, т.е. найти проблему ей интересную. Поэтому Маше был задан вопрос: «Есть ли проблемы, если есть, то какие?» Маша ответила: «Любви мало стало». Обучающаяся затронула очень серьезную проблему. Решая ее, были рассмотрены вопросы: какая бывает любовь, что и кого можно любить. 

   Любовь бывает:
   между мужчиной и женщиной; 

   Любить можно: 
   - родителей, бабушку, дедушку … 
   - цветы, игрушку, животных; 
   - время года; 
   - книгу, фильм, компьютерную игру; 
   - какую-то еду; - работу; 
   - Родину и т.д. и т. п. … 

   Рассмотрев, что сделать или подарить, чтобы стало больше любви в семье, получилась следующая схема: 



   Проанализировав все варианты, было решено, что именно дерево или цветок счастья придет на помощь. Ведь, такой подарок красноречиво скажет: «Я желаю, чтобы у тебя (или у Вас) было все хорошо. Желаю благополучия и процветания». А разве найдется человек, которому не будет приятно, что кто-то желает ему счастья, да еще и с помощью такого красивого сувенира? И такой сувенир она может выполнить сама. 

   Что такое «дерево счастья»? Это различные фантазии, которые действительно выглядят как деревья. Только маленькие. Почему же деревья? Оказывается, согласно ацтекской легенде жили в древние времена прекрасная девушка Келькацкуотль и смелый юноша Тетцкаоматль. Как водится, они полюбили друг друга. Но девушка была дочерью Верховного Жреца, а юноша – всего лишь простым бедным воином и, конечно, не парой благородной девушке. Тайная любовь молодых людей разгоралась все сильнее, и, наконец, юноша решил попросить у Верховного жреца руки его дочери. Жестокий жрец разгневался и, в ярости схватив валявшуюся рядом палку для жертвенного костра, с силой вонзил ее в землю со словами: - Повелеваю тебе каждый день приходить сюда, к храму, и поливать эту сухую палку водой. Если на ней появится хоть один зеленый листок, я отдам тебе в жены свою дочь. Но если через пять дней палка не оживет, ты будешь принесен в жертву богам за свою дерзость! Понимая, что погиб, юноша в тоске приходил к храму и поливал водой сухую палку. И – чудо! – на четвертый день на сухом дереве появился робкий зеленый росток. А на пятый день, когда он прибежал к храму на рассвете, то увидел волшебную картину: вся палка сверху донизу была покрыта плотными зелеными листьями. Это была драцена, которую в странах Латинской Америки называют «Деревом счастья». 
   А еще Маша узнала, что: 
   … из сока драцены получают лак для металлов, краски для тканей и волос; 
   … драценовый сок, смешанный с виноградным спиртом, используют в народной медицине. 
   У нас это комнатное растение служит для украшения домов и офисов. 
   Там, где не растет драцена, люди выбрали для себя другие «Деревья счастья». Например, деревья, растущие из одного корня, или деревья, переплетающиеся кронами разных пород. Наши далёкие предки почитали такие деревья и называли их деревьями любви, приписывали им большую божественную силу. Девушки водили вокруг них хороводы, обвешивали их лоскутами и ленточками), загадывали желания о суженном, знахарки готовили из растущих поблизости трав, ягод и грибов любовные зелья. Не только деревья, но и цветы люди наделили магической силой. Например, клевер считается одним из самых сильных амулетов-растений. 



   Фруктовые деревья тоже считаются деревьями счастья, богатства, успеха и долголетия. Например, мандарины — талисман Богатства. 

   А вот китайская легенда говорит, что виноград приносят большой успех в ближайшем будущем. 
   
   В детстве, наверное, каждый из нас пытался упорно отыскать в гроздьях сирени хоть один пятилепестковый цветочек. В случае удачи находка быстро съедалась – в надежде на то, что исполнятся все самые заветные мечты. 
   Яблонька в цвету – самая замечательная картина весной. Когда девочка была совсем маленькой, ей бабушка читала русские народные сказки: «Гуси-лебеди» и «Хаврошечка». С тех пор Маша считает, что это самое красивое дерево, и ему можно доверить свои секреты и заветные желания. 

   Собрав большой материал, Маша приступила к выполнению сувениров счастья. Первое дерево была яблонька. 

   Чтобы в семье было богатство, и любовь наполняла ее дом, она сплела апельсиновое дерево. 

   Так как виноград приносят большой успех в ближайшем будущем, а Маша желает, чтобы у мамы дела пошли лучше, для этого она подарит ей ветку винограда, да не одну, а сразу три – черную, зеленую и розовую. Пусть выбирает на свой вкус. Причем на розовой ветке есть зеленые ягодки, это значит, 
что некоторые идеи у мамы как бы не «поспели», а, значит, есть над чем поработать. Листья винограда собирала из трех листочков. Так, что получился настоящий виноградный лист. Ягодки-бусинки приклеены на проволоку клеем «Момент». Виноградные усики получились из проволоки, обмотанной нитками под цвет листочков. 


   Так как клевер приносит удачу как амулет не только в натуральном, но и в искусственном виде, сплела и этот цветок. В букет добавила счастливый лист. Попробуйте, найдите свое счастье. 
   Конечно же, каждую весну она тоже ищет и съедает счастливый цветок сирени. Маша придумала и сплела сирень их пайеток и бисера, где много счастья. 
   Т.е. в каждое изделие Маша внесла свое видение, свое решение, благодаря чему получились оригинальные работы. 
   После выполнения декоративных деревьев и цветов, была подсчитана стоимость изделий. Например, стоимость клевера составила: 



   На выполнение цветка девочка потратила примерно 40 часов, если оценить ручной труд в 30 руб/час, то стоимость композиции составит – 1402 рубля. Но работа не предназначена для продажи, значит, затраты составили 202 руб. 
   Таким образом, собран и изучен большой материал о символах счастья. Выполнено несколько плодовых и цветочных сувениров счастья. Полученные результаты были оформлены в проектно-исследовательской работе «Цветущие и плодовые символы счастья в моем доме», в которой были определены цель и задачи, сформулирована гипотеза. Первоначально, с этой работой, Маша приняла участие в учебно-практической конференции «Умники и умницы» в ДДТ «Радуга» в апреле 2010 года. С согласия Маши и ее мамы работа была отправлена на заочный этап Всероссийского детского конкурса исследовательских и творческих работ "Первые шаги в науке" в Москву. Маша получила диплом Лауреата заочного этапа конкурса и приглашение на конференцию (очный этап). В декабре 2010 года в Москве, защитив свою работу, Маша стала победителем, получила Диплом I степени и золотой нагрудный значок «Первые шаги в науке», сборник тезисов работ-победителей, где напечатана тезисы ее работы. 




   Весной 2011 года на городской конференции «Знание, Поиск, Творчество, Труд» эта Машина исследовательская работа заняла III место, а на городской конкурсе «Мир детских увлечений» в номинации «Защита проектов» – II место. 



   В мае 2011 года фотографии декоративных цветов и деревьев счастья были отправлены за заочный Международный конкурс детского и юношеского творчества «АРТ-ФОРУМ» в город Новосибирск. А в ноябре 2011 года Машу пригласили на очный этап конкурса в Новосибирск. По итогам участия во II конкурсном этапе Маша стала Дипломантом конкурса и получила приглашение для участия в Международном фестивале-конкурсе изобразительного и прикладного искусства с 27 апреля по 05 мая 2012 года в Испанию (г. Ллорет де Мар). Из Испании Маша привезла диплом III степени. В 2010-2011 учебном году Маша выполняет новую исследовательскую работу, посвященную году Учителя и своей первой учительнице Вахтиной Татьяне Витальевне. Маша оканчивала обучение в начальной школе, в связи, с чем у нее было огромное желание подготовить подарок для своего педагога. 

   Проводя исследование в поисках формы подарка, Маша познакомилась с материалами Всероссийского конкурса «Учитель года России», узнала, что победители награждаются хрустальными фигурками пеликана. Да и Герб конкурса – пеликан, кормящий троих птенцов. Пеликан — символ благородства, самопожертвования, родительской любви и милосердия. Оказывается, хрустальные фигурки – награда учительского конкурса, это не только дань истории, но и педагогов призывают к самопожертвованию и милосердию по отношению к ученикам и воспитанникам… Поэтому было решено выполнить гнездо пеликана с детенышем. С исследовательской работой «Нет профессии нужнее» Маша приняла участие в учебно-практической конференции «Умники и умницы» в ДДТ «Радуга» в апреле 2011 года. Стала победителем в младшей возрастной группе. К сожалению, из-за болезни ребенка и руководителя, эту работу Маша не показала на городской конференции. 

   В конце 2011-2012 учебного года Маша приступила к новой исследовательской работе и сегодня продолжает над ней работать. 
   Кроме того, Маша активно осваивает кружевоплетение на коклюшках и готовит работу на городской конкурс «Мир детских увлечений», который проходит один раз в два года. 
   Особую благодарность хочется выразить маме ребенка. Ёе помощь и поддержка помогли Маше принять участие во всех этих конкурсах. 
   Таким образом, современные педагогические технологии в сфере ДОД (личностно-ориентированного обучения, индивидуализации обучения, исследовательского (проблемного) обучения) дают возможность не только выявить, но и поддержать талантливых и одаренных детей. 

   Желаю всем творческих успехов!