официальный сайт МБОУДО ДДТ «Радуга» города Кургана
ДДТ РАДУГА КУРГАН


Меню сайта
 
Полезные ресурсы


 




 

Поиск по сайту
 
 

Яндекс.Метрика

Наш опрос
 
Сколько вам лет?
Всего ответов: 500

 

Кузнецова Ирина Владимировна – педагог ДО ДДТ «Радуга

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Танец как средство формирования творческой личности ребенка-актера 
 
Актуальность.
Театр – это художественное и педагогическое явление. Он открывает детям простор для творчества, рождает в душе ребенка светлые благородные чувства. Очевидно, что в настоящее время, театр, как вид искусства способен оказать на ребенка огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель, а также ребенок - актер. При каждой новой встрече ребенка-актера со зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в самом процессе творчества. Сценическое действо раскрывает в ребенке его внутренний творческий резерв и выявляет все, то лучшее, что заложено в человеке самой природой и то, что как говорится, дано ему от бога. Но театр - искусство синтетическое, обращаясь к нему, мы неизбежно обращаемся к другим видам искусства: танцу, музыке, живописи, литературе. Поэтому, обучение в театральных студиях учреждений дополнительного образования базируется на сформированной системе подготовки профессионального драматического актера, где обучение средствами танца стало одним из существенных процессов подготовки к профессиональной сценической деятельности. В течение нескольких столетий перед театральной педагогикой стояла задача разработки системы обучения актера средствами танца. Современная система танцевального воспитания актера была разработана лишь в ХХ веке. В основу системы танцевального воспитания был положен принцип комплексного изучения классического, народно-сценического, историко-бытового и современного танцев, что позволяет формировать у будущих актеров такие профессиональные качества, как музыкальность, ритмичность, эмоциональность, координация, физическая выносливость. Хороший актер - прежде всего яркая индивидуальность, в основе которой кроется личность. А личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это важнейшее требование к условиям ее формирования. Театральный коллектив в системе дополнительного образования, при правильном подходе к проблеме воспитания имеет огромный потенциал для создания той благотворной почвы, тех условий, которые необходимы для свободного творчества растущей личности. Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и в жизни» (5). Формирование личности ребенка-актера, прежде всего, формирование его характера. Типические, закрепленные в характере, свойства влияют и на опыт личности, и на ее направленность и на поведение человека в целом. Развитие характера протекает в непосредственной зависимости от степени вовлеченности ребенка в ту или иную деятельность. Одним из способов развития у ребенка таких качеств как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия танцем. Но в педагогической практике театральных коллективов учреждений дополнительного образования сегодня обнаруживаются существенное противоречие между подходом к процессу воспитания личности ребенка-актера в танцевальной деятельности и организацией обучающей среды. Обнаруженное противоречие, а также малое количество методического обеспечения преподавания танца в УДОД и потребность совершенствования методики обучения танцу в детских театральных коллективах, определили проблему опыта - необходимость формирования творческой личности ребенка-актера в процессе танцевальной деятельности (приложение №1,2).
Научная основа
Основу данного опыта составляют: теоретическое наследие К.С. Станиславского (15,16); исследования психологии художественного творчества Л.С. Выготского (1); представления о художественной педагогике как о науке воспитания и обучения Б. М. Неменского, Б. П. Юсова и др.(10); информационно-потребностная теория, теория бессловесных элементов действия и логики действий П. М. Ершова (4); исследования в области физиологии эмоций П. В. Симонова (14); теория и методика обучения сценическому движению А. В. Немеровского (12).
Обоснование авторской идеи
Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно самореализоваться, он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Опираясь на его эмоциональное отношение, интересы, желания, необходимо поднять ребенка на новый уровень познания, найти такое средство, которое станет побудителем собственной активности ребенка, и будет мотивировать его действия, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься самостоятельной творческой деятельностью. Именно таким стимулом в детской театральной студии может стать танец при условии прохождения воспитанниками этапов образовательной деятельности, которые определяют личностный рост ребенка (приложение №4). Достижение этой цели возможно при создании оптимальных условий организации образовательной среды, способствующей совершенствованию творческой личности ребенка-актера в процессе обучения танцу, т.е. воспитанию в процессе обучения (приложение №5).
Новизна
На основе изучения теоретических материалов и практического опыта преподавания хореографии в детских театральных коллективах разработана педагогическая модель формирования творческой личности ребенка - актера посредством танца, которая основана на интеграционных возможностях сценических искусств и организации воспитания в процессе обучения. Целью данной модели является формирование творческой личности ребенка-актера посредством танца, в основе которого лежит принцип единства системы обучения и процесса воспитания (приложение №3).
Адресность
Данный опыт может быть использован в дальнейшем для работы по созданию образовательной программы для системы дополнительного образования «Танец как средство воспитания актера» и разработке учебно-методического комплекса.
Трудоёмкость
Формирование творческой личности ребенка - актера посредством танца является сложным процессом по ряду причин: - учебная дисциплина «Танец» является частью комплексной системы обучения учащегося в театральной студии и основана на использовании действенной природы актерской профессии. Чтобы сформировать у ребенка-актера танцевальную культуру как у творческой личности, нельзя рассматривать «танец» только как предмет по заучиванию набора танцевальных движений. Изучение танца как части традиционной народной культуры, с одной стороны, и изучение танца как вида сценического искусства, с другой - два направления, требующие особого внимания при формировании творческой личности актера-ребенка; - танец в театральной студии рассматривается как часть системы воспитания творческой личности ребенка-актера, направленный на формирование осознанного владения полученными танцевальными навыками в последующей его работе в театральных постановках. Воспитание потребности ребенка-актера в самостоятельном творческом применении полученных знаний должно распространяться и на другие дисциплины актерского образования; - наряду с воспитанием общих и частных танцевальных навыков, развитием музыкального слуха и музыкально-образного мышления, важно развивать самостоятельность мышления обучающегося. Это неотъемлемая часть обучения танцу, необходимая ребенку-актеру и присущая актерской природе.
Технологичность
Применение на практике педагогической модели формирования творческой личности ребенка-актера посредством танца в системе дополнительного образования (приложение №3). позволяет педагогу воспользоваться «педагогической технологией», выявляющей критерии, принципы и способы создания образовательного пространства, способствующего личностному росту ребенка. Разработанная модель позволяет не только развить танцевальные навыки ребенка-актера, но и сформировать его личностные качества, его духовный мир, что дает ему возможность в последствие через жизненную ситуацию, организацию моделирования поступка, морального чувства развивать у себя актерские, а в дальнейшем и режиссерские способности. В основу опыта легла методика креативного обучения. Креативное обучение (Creation – сотворение, создание) - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности, формирование способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (приложение №6). В свою очередь система разучивания хореографического материала предусматривает, помимо широко распространенного в хореографии принципа наглядности в обучении танцу, необходимость использовать образные выражения при формулировке заданий и теорию действия. Она позволяет развивать импровизационные навыки обучающегося, работать над выразительностью его танцевальных движений, активно использовать его актерские способности и воображение при изучении языка танца, осуществлять интегрированный подход при создании образа и изучении истории и техники танца (приложение №7). Формы педагогической деятельности включают в себя теоретическое и практическое обучение танцевальным навыкам, работу по созданию целостности образа, показы самостоятельных творческих работ обучающихся и танцевальных наблюдений, применение театральных технологий в обучении, просмотр и обсуждение спектаклей.
Результативность
Апробация и внедрение результатов опыта осуществлялись в следующих формах: а) непосредственная педагогическая деятельность в качестве педагога по танцу в образцовом детском коллективе театр-студия «Овация» (с 2010г. по 2012г.); б) участие в конкурсе «Педагог года - 2012» ДДТ «Радуга» по теме «Здоровьесберегающие технологии» с показом открытого занятия «Основы танцевальной импровизации» (МБОУДОД ДДТ «Радуга», г.Курган, февраль 2012г.); в) презентация программы «Танец» и выступление на курсах повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по теме: «Формирование творческой личности ребенка - актера в процессе танцевальной деятельности» (ИПКи ПРО, г.Курган, октябрь 2010 г.) Анализ результатов диагностики обучающихся по критериям (креативность, творческая активность и др.) представлен в форме таблиц и дает основания говорить о положительной динамике (приложение №8). Также об успешности обучающихся театральной студии говорят многочисленные дипломы и награды, как коллективные, так и персональные (приложение №9).
Выводы
1. Накопленный опыт преподавания танца детских театральных коллективах позволил рассмотреть танец как отдельный вид сценического искусства и как одну из составляющих формирования творческой личности ребенка-актера.
2. Обозначенный педагогический путь по формированию творческой личности ребенка - актера позволил полнее использовать творческую индивидуальность ребенка и дополнить методику преподавания танца элементами театральной педагогики.
3. Обобщение педагогической практики легло в основу разработанной педагогической модели формирования творческой личности ребенка-актера посредством танца и образовательной программы по предмету «Танец» для театрального коллектива (приложение №10), которая представляет собой целостную систему обучения танцу, отвечающую запросам современного театра, построенную на углубленном изучении хореографического материала.
4. Представленный опыт на практике подтвердил, что применение театральных технологий при обучении посредством танцевальной деятельности способствует совершенствованию творческой личности ребенка-актера, и позволяет сформировать у него навыки самостоятельной творческой работы.
Литература
1. Выготский Л. С.; Психология художественного творчества. М.: Книга, 2005 – 345с.
2. Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. Спб.: ИГУП, 1997. 256 с.
3. Ершов П. М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 288с.
4. Ершов П.М.; Теория бессловесных элементов действия и логики действий. Автореферат диссертации канд. психол. наук. СПб., 1990. 16с.
5. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. 224 с.
6. Климов А. А. Русский народный танец. Выпуск 1. Учебное пособие. М.: Издательство МГУК, 1996. 40 с.
7. Леонтьев А. А. Языкознание и психология. М.: Наука, 1966. 80 с.
8. Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца. Л.-М.: «Искусство», 1939. 188 с.
9. Лукиан. О пляске. Собр. соч. Т. 2. М.-Л.: ACADEMIA, 1935. 740 с.
10. Неменского Б. П.; Юсова Б. М. и др.; Художественная педагогика как наука воспитания и обучения. М., МГУ, 1997, 100с
11. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера: Учеб, пособие для театр, вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1987. 191с.
12. Немеровский А. В.. Методика обучения сценическому движению. М., 2005. 255 с.
13. Нилов В. Н. Дух и пластика танца: Хореография коренных народов Красноярского края. М.: Век информ., 2009. 300 с.
14. Симонов П. В.; Физиология эмоций. М.: Молодая гвардия, 1989.
15. Станиславский К. Собрание сочинений. – М., 1955
16. Станиславский К. Собрание сочинений. Т3. – М, 1954,
17. Таиров А. Записки режиссера. – М., 1921.
18. Филатов С. В. От образного слова - к выразительному движению. М.: «NB Магистр», 1993. 132 с.
19. Фокин М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Л.-М.: «Искусство», 1962. 638 с.
20. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. М.: Книга, 1990 32 с.
21. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. Спб: Речь, 2003. 192с.
22. Эндрюс Т. Магия танца. – М.: Ваклер, 2003.